Текущее время: 23 фев 2018, 17:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2017, 13:08 
Не в сети
Команда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2012, 16:19
Сообщения: 1043
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 462 раз.
Авто: Toyota LC KZJ95
Клубная карта №: 0008
"Утро. Серое свинцовое небо тяжело нависло над городом. Мрачные тучи злобно заглядывают в одинаковые окна одинаковых офисов. Ненасытные бетонные надолбы высоток своими глотками-подъездами всасывают в себя человеческую биомассу. Тысячи автомобилей-обмылков понуро скребутся по серому асфальту. Безвкусный кофе, синтетические эмоции, эрзац-общение через сети, бездумные лайки, фальшивый мир маркетологов, монотонное убийство жизни...Урбан поедает своих детей...И, кажется все, выхода нет..."
Объявление о ПЧ2017, Андрей "1grom"


Почему снова мы мчимся в густую ноябрьскую ночь, чтобы снова через три дня с чувством легкой печали покидать гостеприимную Костромскую землю? В этом году у нас собралась большая команда, с нами были наши друзья, часть которых бывала уже на Полной Чухломе, а часть бывала с нами в других поездках, но им предстояло впервые окунутся в Чухреальность. Как она встретить их, как они сами примут её, а может быть и они зададут мне этот вопрос. А пока наматывались километры замерзшей дороги от Москвы до Костромы, в уме перебирались слова, которые смогли бы описать, либо дать хотя бы общее представление о том, почему Полная Чухлома стала для нас гораздо большим, чем просто рядовым фестивалем или покатушкой. Все следующие дни, когда мы продирались сквозь заболоченные гати, какие-то невероятные низины и тропы, слушали чавкающие звуки снаружи, я мысленно вновь возвращался к этому вопросу. Что нас так манит, неотступно преследует и крепко держит на этой северной земле?

Изображение

Выезжали из дома мы в расчетном графике, да и вся группа отстукивала в whatsapp-группу, что у всех все штатно, но нашему экипажу нужно было заскочить в сервис. Ребята забыли про то, что нужно было установить новые фары рабочего света. Так как утром в день выезда гладко все быть не может, то после выезда из сервиса мы отставали от всей группы примерно на час-полтора, но мост через Волгу в Костроме уровнял наши шансы. Ребята успели пообедать, а мы их успели догнать, чтобы из Костромы уже выехать организованной группой. В этом году толпы неутомимых чухэкипажей принял Солигаличский район Костромской области. Солигалич, Судай и сама загадочная Чухлома (ударение, кстати, на у) гостеприимно распахнули перед нами двери. Доезд в целом прошел успешно, но переходная около нулевая температура подарили нам несколько обледеневших участков дороги, а летевшая с дороги водяная пыль нарастили толстые ледяные корки на фарах. Заправив полные баки под Чухломой и выстроившись в боевой порядок, мы ушли в сторону Судая. Без проблем нашли лагерь, зарегистрировались и получив сундучки, отправились на поиски места для лагеря. В пути были еще два наших экипажа - Дима на синей ТЛК80 смог выехать из Москвы только в 9м или 10м часу вечера, а Практики хоть и выехали позже, но решили поупражняться в замене топливного насоса почти в центре Костромы. Но, к утренней побудке, все команда была в сборе.

> Традиционно, на выезде из лагеря первого дня, можно увидеть самую разную технику, которая еще не разложилась на красных и пунктирных эгегейских треках и пока передвигается самостоятельно.
Изображение

> В этом году были замечены два бодрых Дастера, которые весьма настойчиво покоряли желтые гео треки.
Изображение

> УАЗ Микула. У меня сложилось впечатление, что в этом году "банда" 469х заметно поредела - на смену им все больше и больше приходят Патриоты.
Изображение

Чтобы приехавшие ночью экипажи чуть больше отдохнули после дороги, общий подъем решили трубить "не навязчиво". Быстренько приготовили завтрак и определив время на сворачивание лагеря, разбудили отстающих и покатили к Чухоргам за картами и приятными штучками на первый день. Пока мы получали командой карты, пока пытали ЧухОргов на предмет коротких и интересных дорожек, пока подписались на небольшой "побочный квест", Дима ЧП завершал подключение лебедки на своей ТЛК. "Побочный квест" заключался в том, что ЧухОрги попросили участников повесить памятные таблички в определенных путевых точках. На нашу долю выпала табличка для установки в селе Венгино на дом усадьбы Канаева. Для первого дня мы решили не злоупотреблять бездорожьем и пройти небольшой маршрут, который бы провел нас чередой желтых и красных дорог по точкам интереса и вернул вечером берегом речки Виги обратно в лагерь.

> Погода, видимо, специально для нас постаралась - все кругом, леса, поля, деревни, красиво присыпало снегом. Но стоит съехать на нужную тропу и становится очевидно, что под белым снего ничего не замерзло, грязь по осеннему густая.
Изображение

Первым направлением была выбрана желтая дорожка, которая привела нас в урочище Плосково, от которого остался характерный для вымерших деревень и эпизодический подлесок. В чахлом подлеске притаились остовы старых домов, в которых поселился ветер, мечущийся от окна до окна. А среди них стоит красивая изящная деревянная часовня Рождества Иоанна Предтечи и Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, построенная для больной супруги московским купцом Корзинкиным. Для того, чтобы закольцевать этот трек решили доехать до перекрестка с красным и зеленым треками, для чего нужно было преодолеть мостик, который внезапно хотел уплыть погулять. К счастью перед нами шла команда и их замыкающий любезно согласился подстраховать нас при преодолении брода. Брод смогли взять все, 80ткам на 35х преграда далась полегче, чем тем, кто на 33х. Но к сожалению, второй Прадо в команде встретился с плавающим увесистым бревном и лишился фары, немного помял крыло и проверил корпус шноркеля на прочность. В общем, преодолев злополучный брод, наша команда выбралась из низины и занялась поисками нужного перекрестка желтого, красного и красно-пунктирного треков. Не найдя такового, а на одной из потенциальных дорог упершись в глухой завал, решили ехать к следующим точкам по окружному зеленому треку.

> Машинки покрываются Чухломским загаром, которого не хватило за лето.
Изображение

> Примерно в этом месте была большая деревня, ставшая урочищем Плосково.
Изображение

> Часовня Рождества Иоанна Предтечи и Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Когда часовенка была только построена, то её купола были покрыты сусальным золотом, внутренние стены и купола расписаны итальянскими мастерами, а по периметру часовни шла галерея.
Изображение

> Часовенка, издалека похожа на какой-то сказочный теремок, который не низок, не высок и стоит среди леса. К сожалению, внутри почти ничего не сохранилось, вся роспись практически утрачена, хотя на обрывках холста, свисающего у купола внутри, еще можно разглядеть ангельские лики.
Изображение

> По бокам от дороги, которая идет сквозь деревню, стоят покосившиеся старые дома, смотрящие на нас глазами черных оконных проемов. Где-то среди них стоит и дом того самого купца Корзинкина.
Изображение

> Брод по дороге от Плосково. Мостик, который тут когда-то был, вместе с осенним паводком решил пойти погулять, но запутался в кустах рогоза, долго дергался, чтобы выбраться, но чем больше дергался, тем больше путался, поэтому, обессиленный и обиженный на весь мир, отвернулся от людей и замер запрудой, что-то бурча себе под нос небольшим перекатом.
Изображение

> На 35х колесах брод преодолевался почти легко. На 33х колесах капот неприятно заливало и в нескольких местах было достаточно щекотливо.
Изображение

Немного скучного асфальта, небольшой грейдер и уходим на что-то мало езженное нормальными машинами - вперед тянутся колеи от наших предшественников, ехавших явно на чем-то грязевом. Примерно с этого места круг запланированного желто-красного маршрута начинает разматываться - Юрьевское, Лаврентьевское, где в последний момент видим приписку, что просят не ездить через деревню, Ассорино, Плотина, Лапутино, Дорок, а вот колеи и вывели к Венгино. В Юрьевском, справа от дороги, виднеется старинный храм, но вовремя заметили в роудбуке примечание - местные жители просят через деревню не ездить. Мы конечно поискали немного какие-то другие подъезды, но ничего не найдя решили ехать дальше. Читая название с первого раза не смогли понять - Плотина, это название гидротехнического сооружения или деревни. На месте прояснили - все вместе. В деревне протекает река Ножига и в этом месте стоит плотина, смытая временем, но через неё проходит мост, соединяющий деревню с большой землей. Деревушка когда-то была большой, это видно и по размеру домов и по их количеству, но время берет свое. Дорога петляет среди домов и уводит нас куда-то за околицу, проводя мимо очередных разрушающихся старых домов. Дорога меняется и становится похожей на железную дорогу - в качестве железнодорожных путей колеи, а за паровозы выступаем мы. Так как особых вариантов для съехать в сторону не наблюдается, то едем по накатанному следу. В скором времени догоняем группу бодрых Кайронов, следом за которыми едем до Венгино.

> Часть нашей команды. В этот раз, с технической точки зрения, группа у нас получилась несколько разношерстной - две ТЛК 80 на 35х колесах и Прадики, Паджеро Спорт и Паджеро 2 на 33х колесах. Компенсировалось все тем, что ТЛК были обуты в АТ и зимнюю резину, а все "младшие" в 33 МТ.
Изображение

Наблюдая за тем, как лужи лениво перетекают по длинным глиняным колеям от впереди идущих машин, слушая чавкающие звуки, раздающиеся снаружи, отогревшись в сухом тепле салонного отопителя, лениво начинаю размышлять над ставшим притчей, ироническим вопросом: "А чем сейчас занимаются нормальные люди?". Но время на размышление заканчивается быстро - нужно аккуратно поставить машину в разрез колеи тут, а дальше, на том межколейнике, взять поправее, дальше левее и по кустам. А за кустами вообще низина со сложным выходом переходящая в длинную горку с уходящей в право колеей - на сонные мудрствования времени не остается. Люди, в моем понимании нормальные, сейчас окружают меня - они едут позади меня в 5 машинах, и в тех Кайронах впереди тоже они, и где-то еще сейчас в Костромских лесах борются с дорогой снова они. И не о чем тут особенно раздумывать.

> Село Лаврентьевское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Лаврентьевском постройки 1838 года.
Изображение

> Деревня Плотина. Понять на сколько она жилая затруднительно - часть команды видела где-то в центре дымок от печи, но признаков людей не было видно.
Изображение

> Дороги, на которые нанизывались деревни, были как кровеносные сосуды. По ним текла жизнь, люди приезжали и уезжали, ехала почта, продукты, лес, разные нужные товары, но деревни исчезают, стираются с карт и с ними увядают сосуды, питавшие их, теряя свой былой вид и легкую проходимость.
Изображение

> Желтая дорожка
Изображение

> Дома еще крепкие, но о том, что они не живые говорит отсутствие электрических проводов.
Изображение

Перед тем как попасть в Венгино, заскочили на погост Дорок. Именно к нему и вела та дорожка, уходившая вправо на затяжном подъеме. А за горкой, среди густого леса стоит одинокий храм. Естественно состояние его крайне печальное. Немного побродили внутри - тут, увы, ничего не сохранилось, только на полу лежат кусочки штукатурки с видимыми на ней следами росписи внутренних стен. Вокруг храма кладбище, на котором еще хоронят людей - свежие захоронения датированы этим годом. Среди типовых крестов попался поваленная старая колонна, имя на которой почти не читалось, да странный деревянный могильный памятник с нишей для лампадки и иконки.

> Время чуть за 3, а уже на улице темно. Правда в эту темноту заметный вклад вносят низко висящая облака, лениво ползущие по небу и цепляющиеся за шершавые вершины елей.
Изображение

> Церковь Николая Чудотворца, что на Дорку. Основана была не позднее 1й трети 17 века, а каменный храм построен в 1815 году на средства прихожан.
Изображение

> Трёхъярусная колокольня.
Изображение

> Трапезная. Когда-то тут теплились лампадки, горели неверными язычками одинокие свечки, а сейчас саван белого снега укрывает храм и обвалившиеся своды.
Изображение

> Единственные оставшийся в храме крест.
Изображение

> Под березкой нашелся деревянный надгробный камень.
Изображение

> А недалеко еще один старый надгробный камень, но уже каменный.
Изображение

> Вокруг храма кладбище, на котором встречаются свежие захоронения. Видимо тут и можно встретить старые деревни, через которые мы проезжали чуть раньше и поедем чуть позже.
Изображение

После Дорка до Венгино рукой подать и тут уже начинает чувствоваться еще теплящаяся жизнь - дома в деревнях стоят ухоженные, на участках прибрано, видны следы пребывания тут человека. А вот усадьба Канаева в Венгино как-то не вызвала особенного интереса. Хотя точнее - любопытно, но внутри кругом горы битого стекла, грязь, следы копавшихся тут любителей поживиться "на халяву". Какое-то чувство брезгливости меня одолело, почему-то тут не хотелось ни к чему прикасаться, а захотелось как можно скорее отсюда уйти. Мельком прошелся по комнатам, посмотрел на старые рукописные записки и письма, рассыпанные по полу как осенняя листва на земле, да вышел на свежий воздух, смотреть как установить памятный знак, который мы везли сюда целый день. Странное место.

> Как гласит путевая книга "Один из первых владельцев Венгино Иван Антонович Канаев - участник экспедиции Беллинсгаузена в Антарктиду в 1819-1822 гг, а в 1834-1841 гг. - начальник Аляски.[/i>]"
Изображение

> Внутри. Когда берешь в руки старые письма, исписанные или ровным женским почерком, или скупой мужской рукой, то посещает чувство, что держишь в руках ценный фолиант. И дело не в том, что этому желтому листку много лет, а дело в каком-то особенном чувстве. Кажется, что преоткрываешь завесу и можешь увидеть, как трещал камин, комнату наполняла теплом и уютом стоящая у вот этого окна лампа, а автор этого письма, выводил череду букв, вкладывая в них теплоту своего сердца и искренность человеческих взаимоотношений, почти потерянные сейчас.
Изображение

> Даже бумажка учета рабочего инвентаря, заставляет представить царившую тут деловую суету в пору весенней посевной или осенней уборки урожая, когда за окнами светило ласковое весеннее солнышко или заливала темнота октябрьского вечера, да барабанил в подоконники дождь.
Изображение

> И еще раз обратимся к дорожной книге: "[i]Венгино владел племянник И.А. Купреянова Василий Александрович Куприянов, редактор "Морского сборника", конструктор первых подводных лодок в России и морской писатель. Следующий владелец - Канаев В.Н. - поставил здесь свою усадьбу - редкий пример сельской купеческой усадьбы периода эклектики.
". Отвлекаясь от царящего внутри беспорядка, видишь то цветные стекляшки в остеклении веранды, то внутри дома красивые камины, то еще какие-то мелкие детали, которыми старательно украшают жилище, в котором хотят провести долгие годы.
Изображение

Ну и как только вышли ребята, то наметили место, да повесили табличку на приготовленные саморезы. Теперь проезжающие мимо будут знать, что тут находится, и кто тут жил. Ну а мы покатили дальше. Некоторые экипажи испытывали явную тягу к приключениям, поэтому решили съездить к селу Слуда, одним глазком глянуть на брод. Брод был интересный, но куда ехать дальше из Слуды мы не представляли, поэтому решили брод не штурмовать, тем более что на дворе была уже ночь, а проехать берегом от Серебряного ручья до лагеря. По карте нас разделяло примерно 7 километров.

> Ответственный момент - установки таблички. Хочется верить, что потомки увидят её и приехав домой, "загуглят" кем же был этот Канаев, чей дом они увидели, чем он занимался, чем жил. И, возможно, увидят его предков, и, возможно, в мире появится еще один человек, увлеченный большой, светлой идеей, кому будут чужды бетонные муравейники, которого будут манить новые горизонты и своя Антарктида.
Изображение

Первые километра три нам удалось легко и непринужденно проскочить практически на одном дыхании, а дальше мы уперлись в перекресток нескольких дорог. На каждую было послано по гонцу, которые возвращались с неутешительными новостями - проезда нет, но есть чьи-то следы, причём везде. И тут внезапно из ближайшей своротки на поляну выкатилось три Тойоты, оставившие эти самые следы. Это была команда "Полярные волки" во главе с Аркадием "discovery3" и Сергеем "Белкой" - оказывается они занимались примерно тем же, что и мы, а именно искали короткую дорогу в лагерь. Тактику они выбрали занимательную - перед ними носился квадрик, ловко прыгая во все подозрительно подходящие повороты, находя нужный проезд, а следом за ним ломились Тойоты, периодически распиливая завалы, встречающиеся на пути. Найдя нужный поворот, они послали туда квадр и получив утвердительный ответ, что дорога есть, начали углубляться в лесную чащу. Мы благоразумно последовали за ними. В какой-то момент ребята притомились продираться сквозь ту самую чащу и предложили нам поучаствовать в преодолении завалов, преграждающих путь. Пасовать перед лицом заслуженных покорителей крайнего севера нам показалось несерьезным, поэтому мы любезно приняли эстафету и, вооружившись пилами, вперед пошли наши штурманы. До лагеря оставалось 4 километра и вечер стремительно прекращал быть томным.

> После выезда из леса машина напоминала лешего - вся в веточках, хвое, ягодах рябины, каких-то палочках, грязная, но довольная.
Изображение

Не буду в деталях описывать этот путь - мне не удастся его достаточно хорошо живописать. Но замечу, что на него мы встали около 6 вечера, а в лагерь мы вкатывали около 11 с копейками. За это время мы преодолели какие-то невероятные завалы, продрались в самом прямом смысле через линию ЛЭП по следам квадра (что делать часто было сложно, потому что низины, державшие квадр, любовно принимали в свои объятья наши машины, мешая двигаться вперед) и все-таки выехали в лагерь. Неоценимую помощь в преодолении этого участка оказали наши штурманы - Иван, Денис, Рома и Кирилл. Пилоты по мере сил и возможностей тоже пытались помогать, но основная нагрузка легла именно на штурманские плечи. Когда мы приехали в лагерь, то ребята буквально валились с ног от усталости. У них даже не осталось сил на ужин - уснули под равномерное тарахтение моторов. Погружение в Чухреальность начиналось и затягивало.

Спасибо за внимание!

Продолжение следует...

В записи использованы фотографии:
- мои;
- Ивана @peleleq Пелевина;
- Вовы @primus Бархатнова.

Оригинал у меня в ЖЖ - тут.

_________________
Пути в Инстаграме; Заметки о путях
MMC Montero BFG МT285/75R16+Шериф (сталь, s=3)+MegaJet600+ComeUp9.5si+HiLift485[отдыхает]
TLC KZJ95 ARB Sahara+ARBRoofRack+ProCompMT33x11xR16+Шериф (Alu, s=6)+MegaJet600+ComeUp9.5si+свет[катим]


Последний раз редактировалось Chucha 28 ноя 2017, 22:51, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2017, 13:08 
Не в сети
Команда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2012, 16:19
Сообщения: 1043
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 462 раз.
Авто: Toyota LC KZJ95
Клубная карта №: 0008
Внезапно, ударными темпами, подоспела вторая часть)

Почему мы вновь и вновь едем сюда? Сначала в памяти всплывает старая фраза, про место, где нет времени. И хотя секундная стрелка на часах идет обычным ходом, даже кажется, что вроде только-только покинул гостеприимный лагерь с Чухоргами, но минутная стрелка невероятно ускоряется и оказывается, что прошло почти полдня, а точек увидено только одна или две. И только мысль эта зафиксировалась, а живот напомнил про обед, как уже все кругом заполняют чернила сумерек - а вот и ночь. А как же «отсутствие времени», когда оно вот прямо тут течет сквозь пальцы. Непонятно. Наверное, что-то другое нас зовет сюда или чем-то цепляет и не отпускает.
Со временем действительно происходят разные необъяснимые штуки. Вокруг нас оно ревет бурлящим потоком, бежит куда-то. Но рядом с мрачными громадинами храмов, с серыми холодными срубами домов, смотрящих на нас пустыми глазницами окон и хранящих молчание, время выдохлось. Оно, словно старый большой седомордый пес, свернулось калачиком и прилегло отдохнуть в этих домах, периодически поднимая голову, чтобы проводить мудрыми глазами внезапных пришельцев этого сонного царства.

Изображение

Во второй день, по устоявшейся традиции, всех отважных покорителей Костромских дорог угощают колбасой, чтобы лучше "колбасилось" на треках этого дня. Чтобы колбаса была использована по назначению, решили, что за первый день мы достаточно вкатались и нужно поставить себе цель в виде интересной точки на красно-желтом маршруте. В качестве такой точки мы выбрали два храма в урочище Мироханово, точка номер 17. Вот тут, к сожалению, сказалось отсутствие толковых спутниковых снимков. Уже дома, мы увидели, что была другая дорожка к Мироханово, но когда мы были "на месте", то повернули на логичную дорожку, ведущую в нужном направлении и поэтому вряхались в душевные лесовозные колеи, напоминающие окоп, вырытый в полный профиль. Первые несколько километров народ упорно преодолевал "дорогу". Но когда в очередной засаде мы подсели, на разведку были посланы штурманы. Пока вытаскивались на твердое, штурманы принесли неутешительные вести - впереди, на сколько они успели пройти и увидеть, продолжаются колеи. Народ от этой новости приуныл, так как до точки оставалось еще несколько километров, а открывающиеся перспективы отодвигали её достижение. Была предложена альтернатива в виде пешей прогулки, но команда не загорелась этой идеей, поэтому общим голосованием решили возвращаться. Пока развернулись, пока выстроились, увидели на картах интересную дорожку и решили, что половина группы едет в Ножкино до Авраамиевого монастыря, точка под номером 12, а вторая половина группы пробует найденную дорогу и по результатам через 30-40 минут выходим на связь и решаем куда ехать дальше. Второе "увы" за этот день - дорожка привела в никуда, точнее, в заболоченную низину, от которой до точки было снова несколько километров. Пришлось возвращаться "не солоно хлебавши". Увы, Мироханово нам не далось.


> Где-то там, за лесом Мироханово. Для более тщательного колбашения даже снег перестал идти, небо расчистилось и нас подбадривало яркое зимнее солнышко.
Изображение

> Мороз и солнце. Колеи и лед.
Изображение

> Слоганом всего дня была присказка про спешку. Стоило чуть-чуть поторопиться или совершить мельчайшую ошибку, например, неправильно выбрать траекторию движения, отпустить рано педаль газа, инстинктивно нажать на тормоз – тут же повисает тишина и потом начинает гудеть лебедка. Выбраться своими силами очень сложно, да и чаще всего невозможно вовсе.
Изображение

> Чем глубже в лес, тем глубже колеи. С одной стороны, стоящий мороз немного сковал широкий межколейник и по нему можно ездить, но с другой стороны если машина повисает на этом межколейнике, то выбраться с него она может только на лебедке.
Изображение

Собравшись вновь командой у стен Авраамиевого монастыря, намечаем дальнейший путь. Чувствуется, что ребята, которые тут в первый раз, явно уже притомились от "обычных" для нас заездов по направлениям. Чтобы всем было комфортно и без чрезмерного напряжения, поехали до деревни Лосево, точка 32, там смотрим красивые храмы, замыкаем задуманное красное кольцо, выходим к Грибаново, точка 35, и возвращаемся в лагерь. Сразу же договорились, что как только перед началом красного трека мы оказываемся в крайней точке от которой еще можно будет вернуться на зеленую дорожку, ребята оценивают свои силы, взвешивают их и либо самостоятельно возвращаются по твердой дороге в лагерь, либо едут с нами дальше на урочище Солда, точка 31 и далее к Грибаново. За день стало вполне очевидно, что такими темпами, при стремительно тающем снеге, да под воздействием проехавших тут ранее команд, красная дорожка скорее всего будет не сильно простой. Да еще нависшие сумерки недвусмысленно намекают, что ночь вот уже скоро спустится на землю и вступит в свои права, а если силы уже на исходе, то ночная дорога может обернуться потерями из-за усталости. На этом и порешили. Теперь немного раскрою интригу, почему мы так рвались в Грибаново. Утром в лагере, генерал Разгром, наслышанный о нашем вчерашнем запиле от Серебрянного ручья, поручил нам, по возможности, добраться до Грибаново и немного выпилить подлесок, который вырос вокруг стоящей там деревянной часовни.

> Вид из Ножкино, от стен Авраамиевского монастыря на Чухломское озеро.
Изображение

> Пока самые отчаянные искали альтернативные путь на Мироханово, более спокойные набрали водички в Авраамиевском монастыре и перевели дух.
Изображение

Дорога до Лосево от монастыря сначала шла по асфальту, а потом перешла в жесткий грейдер, который от прошедших дождей и талого снега был испещрен ямками и поперечными промоинами. Лосево встретило нас нерадостно - деревня расположилась на холме и продувается всеми ветрами, да еще и погода поменялась с солнечной на сумрачную и облачную. К нашему сожалению два красивых храма в Лосево - Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы, один построенный в 18 веке, а другой - в 19, оба оказались закрыты. Немного походили вокруг, сделали несколько общих кадров, да поехали дальше. Дорога на нужной своротке к Солде продолжалась на десяток метров, а потом превращалась в направление, вектор которого указывали обильно нарезанные колеи от тяжелой техники уходящие к прорехе в стене леса на другой стороне поля. Ерюгино, как и Леушино, оказались притаившимися где-то в лесу деревнями, полностью оставленными людьми, но нам туда и нужно. Дорога лучше не становится, а даже наоборот подает все признаки к ухудшению. Тут наступает время для ребят, которые не чувствует в себе задора для красных треков, сделать выбор - дальше может не оказаться подходящего места для возвращения. Как стало чуть позже понятно, часть команды принимает правильное решение и разворачивается. Договариваемся о способах связи, о дальнейших планах и разъезжаемся - мы вперед в ночные лесовозные колеи, а ребята назад к грейдеру и в лагерь. Пока есть время активно изучаем карты - где-то тут должна быть пунктирная красная просека ведущая к Грибаново, либо красная дорожка, уводящий на Солду.

> Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лосево, постройки 1840 года. Бросается в глаза очень необычная для здешних мест кубическая форма храма и то, что две больших церкви стоят так рядом.
Изображение

> К сожалению, оба храмы были закрыты, а вот иконка над входом церкови Покрова Пресвятой Богородицы заинтересовала своей историей, спросить про которую было не у кого.
Изображение

> Церковь Воскресения Христова в Лосево, построенная в 1771 году усердием прихожан, закрытая при советской власти и бездействующая поныне.
Изображение

Вроде находим подходящее направление на Грибаново, которое теоретически совпадает с красным пунктиром на выданных утром картах. Немного проехав по нему, упираемся в очередную заболоченную линию ЛЭП. Вчерашних заездов под линиями электропередач нам хватило с головой, плюс маячит "солнечная" перспектива езды на лебедках, поэтому решаем что идем на Солду по красному треку, попутно посмотрев на еще одну дорожку, которая может оказаться подходящим вторым пунктиром к Грибаново. К нашей удаче перед нами на Солду ушла команда, так что в случае форс-мажора у нас будут достоверные разведданные о дороге впереди. Проехав по лесу несколько километров в поисках второго пунктира, попутно преодолев несколько залитых водой низинок, грязевой бродик, мы уперлись в очень неприятный крутой и протяженный овраг, с протекающим внизу ручьем, и крепко задумались нужно ли нам дальше. По центру того, что раньше было дорогой, тянутся две колеи от лесовозов, дно которых покрыто странной субстанцией, по консистенции напоминающей тесто для пирогов, но если бы тесто делали из суглинка и воды. Обочина этой "дорожки" представляет собой перерытую и перевернутую землю, из которой в хаотичном порядке торчат неясные доски, пни, корни, обрывки стальных тросов. Точно такая же картинка видна на противоположной стороне оврага. По всем признакам - нам туда не нужно. Начинаем разворачиваться на пятачке - штурмана отжимают деревья, миллиметры между кузовом и стволами, разворот в несколько десятков приемов, но, в конце концов, все удается, и мы возвращаемся.

> Ночью главное - не суетиться и не спешить. Бывает очень и очень тяжело собраться после нескольких досадных промахов. Тогда появляется раздражение и просыпается желание поднажать, подускорится, пройти ходом, или лень лишний раз выпускать штурмана... Вот тут-то без друзей и команды бывает очень трудно. Поэтому приободрить друга парой слов, или просто потрепать по плечу, дорогого стоит.
Изображение

Бросаю взгляд на панель приборов - стрелка температуры лежит в нуле. Чувствую, как по коже пробежал морозец. Мотор-то вскипятить проще простого, несмотря на то, что он дизельный. Делаю вдох и медленный выдох - слышу, что печка не работает, а при нажатии на педаль газа стрелка тахометра неподвижно лежит. Немного отлегло - видимо просто короткое замыкание в сети. А пока возвращаемся на перекресток дорог и уходим по дороге, ведущей к Солде. Замечаю, что в салоне становится заметно прохладно и лобовое стекло затягивает молоком из-за нашего дыхания. Упираемся в брод через реку Солду. Пока штурманы ищут брод, мы срочно ищем предохранитель нужного номинала. Быстрая смена, но не проходит и минуты, как перегорает новый.
Пробую еще раз заменить предохранитель, и печка оживает. Можно идти вброд, тем более что нужная траектория найдена. Взобравшись по выложенному бревнами выезду, наблюдаю иллюминацию из ламп на панели приборов - замочили генератор и видимо залипли щетки генератора. Пока выбирались, немного покрутили мотор и вся гирлянда, к счастью, погасла. Бросаю взгляд на вольтметр - мы едем на аккумуляторах и без генератора. Попробовали пару раз ткнуть топором по корпусу генератора. Особенных результатов не дало. Вечер снова перестает быть томным. Настроение стремительно падает, но надо еще выбраться на твердое, а до него ехать не близко. Выключили всех потребителей, от раций до габаритных огней, даже на тормоз старательно не нажимаем. Из "баловства" оставили себе только печку - от неё в салоне было тепло, не запотевали стекла и сохранялись силы. Как мы выбрались с этой пунктирной дорожки, ни разу не размотав лебедку - до сих пор не понимаю.

> И все-таки мы доехали. Колокольня церкви Успения Пресвятой Богородицы 1800 года постройки в Солде. Даже в ночи за колокольней читался прямоугольник стоявшего когда-то тут храма, который был разрушен в 1960м году. Храм был построен в 1802 году, а с 1515 по 1764 года здесь существовала Жукова-Богородицкая-Успенская-Солдовская мужская пустынь.
Изображение

Выезд на грунтовку с одной стороны успокоил - дальше будет немного проще. С другой стороны становилось немного неуютно и грустно от того, что, скорее всего, придется сниматься с третьего дня и ехать в сервис до Галича, либо сразу до Костромы, плюс задание по расчистке Грибаново выполнить не удалось. Ребята, видимо чувствуя мое настроение, всячески подбадривают, шутят и придумывают тысячу и один способ как нам проехать третий день, и вернуться домой без генератора. Люблю я этих чертеняк - только благодаря им не опускаются руки. В лагерь мы прикатили около половины второго ночи, честно говоря, без задних лап. К нашей радости, уехавшая ранее часть экипажей, заботливо приготовила на нашу долю кострюлю ароматного и горячего супа-харчо, который мы сметелили на одном дыхании.
Заставил себя помочь Диме всунуть свои батарейки в его ТЛК 80, которую он оставил на ночь тарахтеть и провалился в сон. Ночь прошла тяжеловато, спалось плохо, видимо груз задачи не дал выспаться. Как рассвело, я вынул электрическую схему и, чтобы не мешать спящей жене, пошел в ТЛК 80, где было тепло и хорошо, и начал разбираться в хитросплетении прямых линий. Когда заприметил нужную цепь от генератора, то отыскал на ней и предохранитель, который перегорал вчера. Радости моей не было предела. Я чуть откинул спинку кресла и тут же провалился в сон - сегодня для нас в любом случае можно было не трубить раннюю побудку, но куда копать мы уже знаем.
Утром, когда все проснулись, решили - часть команды, не участвующая в ремонте едет по ближайшим точкам, а наш экипаж и экипаж Вовки Кирогаза оживляет зарядку на Прадике. По результатам мы выходим на связь с основной группой и договариваемся, в каком месте состыкуемся. Ждать завершения нашего ремонта как-то синхронно решили и экипаж Практика, и экипаж Димы, причем не просто ждали, а оказывали всяческую помощь. Попутно нашли дырявый пыльник ШРУСа, но армированный серый скотч решает. Поворот ключа зажигания - зарядка потекла в оба аккумулятора. Полная победа, исключительно силами команды. Как говорится, друг за друга держаться - ничего не бояться. В таких маленьких победах и проявляется тот самый командный дух, о котором говорят Чухорги - не только в колеях преодолеть все, завалы раскидать, трос подтащить, но и в ремонте, если не делом, так хоть словом или шуткой приободряющей. Но мы уже засиделись, а время к часу дня. Поехали потихонечку на маршрут. Сегодня исключительно едем "по лайту" и смотрим точки, которые находятся недалеко от лагеря.

> Утро туманное, да еще и ночь короткая, но, тем не менее, все бодры и веселы. Быстренько раскидываем все, что возле генератора, палки, синяя изолента, пара скруток и находим виновника "праздника".
Изображение

> Ребята намечают точки интереса - они решили съездить до Зашугомья. А вторую часть команды ожидает срочный ремонт.
Изображение

Первой точкой интереса у нас была деревня Савино, из которой вроде можно было найти красный пунктир к следующей точке Зинаково. Само Савино оказалось достаточно крупной заброшенной деревней, с сохранившимися домами и стоящей в центре деревни каменной часовней. Деревня чувствуется, была большая, сохранился большой дом с не менее большим амбаром. Чуть поодаль желтеет среди серых деревенских дом местного "интеллигента". Кем он был сейчас установить уже сложно, но в украшение дома он вкладывал всю душу. К сожалению, больше тут делать нечего. Немного проехали вокруг деревни в поисках красного пунктира, но не найдя его, выехали на отсыпанный грейдер и двинулись к Зинаково.

> Каменная часовня в Савино. История ее, скорее всего уже теряется в веках.
Изображение

> Встретили в Савино одинокий Патруль и второй одинокий Патруль в колеях на подъездах к урочищу - у него куда-то ушел полный привод и ребята пробовали себя в качестве моноприводных проходимцев. К сожалению, получалось у них не очень, но от помощи ребята отказались и продолжали борьбу самостоятельно.
Изображение

> Самый большой дом в деревне - большая двухэтажная жилая часть, вместительный амбар с большими воротами на уровне второго этажа, куда могла легко поместиться груженая телега.
Изображение

> Вход в этот дом украшен резьбой.
Изображение

> Дверка в одну из деревенских избушек. Ручка находится на уровне носа. Во всех северных деревнях обычно двери делали невысокие, чтобы не уходило много тепла, поэтому входить приходится согнувшись.
Изображение

> Внутри избушки, увы, кавардак и беспорядок.
Изображение

> Яркое пятно в Савино - домик местного интеллигента.
Изображение

> Уже на выезде нашли кусочек старой газеты, в которой можно было выбрать периодическое издание для подписки.
Изображение

Так как сегодняшний день у нас получился скомканным, что связано и с поздним выездом из лагеря, и с тем, что в лагерь мы хотим приехать не слишком поздно, то едем мы без особой спешки.
Стоило только дороге стать монотонной и однообразной, как мысли из практического русла о том, как не застрять и проехать, перетекали в русло размышлений о том, что окружает нас. Сегодня в голове все возвращается к мыслям о месте и к тому, как время меняет все, делая настоящим. Когда-то тут бурлила жизнь, по этой дороге ездили люди из ближайших деревень, которых тут было гораздо больше, а сейчас медвежий угол, который стремительно расширяется. А все, что, казалось, будет стоять веками, стремительно превращается в тлен.
А вот и Зинаково, точнее точка на навигаторе с таким названием, а в действительности просто большое поле, в центре которого стоит деревянная часовня, а рядом с ней, как бессменный часовой, стоит старинный дуб, тонкими кривыми ветвями подгоняя непрошенных странников, чтобы проезжали дальше.

> Часовня в Зинаково постройки конца 19 - начала 20 вв. История часовни сгинула в потоке времени. К сожалению, внутри тоже уже ничего не осталось, кроме нескольких указаний карандашом на бревнах о том, сколько тут убрали чего-то посеянного.
Изображение

> Почвы тут крайне мягкие - все успели примоститься в колеях перед часовней.
Изображение

> Ну и почти в самом конце светового дня доехали до церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Торманово, построенной в 1791 прихожанами, которая сейчас пустует.
Изображение

> Сквозь крышу храма видно небо.
Изображение

> Решили не искать на ночь грядущую приключений, а возвращаться в сторону лагеря. По дорожке заприметили на навигаторе точку почти рядом с трассой. Время позволяет, поэтому стоит заскочить, решили мы и совершенно об этом не пожалели.
Изображение

Деревни Высоко уже давно не осталось, а величественный храмовый комплекс, стоящий на вершине горы стоит. Когда мы оказались рядом, то поняли, что одна из самых интересных точек Полной Чухломы оказалась почти рядом с лагерем.

> Дорога к Высоко ведет на горушку. Почему-то в голове всплыло это забавное слово одного старичка-боровичка, с которым мы повстречались в прошлом году на берегу речки Вохтома.
Изображение

> Храмовый комплекс в Высоко. Сразу видим церковь Воскресения Христова, точнее, возвышающуюся часовню. Храм построен в 1-й половине XVIII в.
Изображение

> Ночью, да еще и в тумане видно не очень хорошо, но масштабы завораживают. Из-за тумана почти исчезают дальний план, и от этого монументальность колокольни производит неизгладимое впечатление.
Изображение

> Стоящая чуть дальше церковь Илии Пророка, построенная в 1820м году.
Изображение

> Внутри храма почти не сохранилось внутреннего убранства и элементов декора, даже штукатурка почти вся облетела. Размеры внутреннего пространства храма поражают. И снова мелькает мысль о том, какой же была по размерам деревня Высоко, если тут стоял такой храм, вмещавший несколько сотен человек.
Изображение

> Окидываем еще раз взглядом церковь и отправляемся в лагерь на финальный праздничный костер. К сожалению, время все- таки где-то успело срезать чуть-чуть, и день уже близился к завершению.
Изображение

> Уже утром, перед отъездом, забрались еще раз в Высоко. Немного постоять тут, на самой высокой точке Костромской области, подышать и подумать перед рывком домой. В этот раз на Полной Чухломе мы видели в основном оффроуд, броды, ночные продирания сквозь лес и болота, умерший генератор, короткий сон и редкую пищу, а самый красивый объект был рядом с лагерем. Как говорится - красивое всегда рядом, нужно только захотеть его увидеть.
Изображение

Еще раз убедился в том, что Полная Чухлома - это место, где можно выбрать и найти все что хочешь. И то, что тебе надо именно сейчас. Тебе и команде. Все наголо. Все разу понятно. Наверное, поэтому и приезжаем сюда. Тут теряют силу условности, не работают механизмы матрицы и навязанные костыли нашего будничного мира. На Полной Чухломе обретают утерянную силу настоящие свойства человеческой души. Взаимовыручка и дружба становятся самым важным. Ну и конечно тут, на Полной Чухломе, силен твой личный выбор. Тот выбор, который ты делаешь, когда выбираешь, как провести праздничные дни в ноябре и который тебя ведет все три дня, тот выбор, который ты делаешь и от которого вкус жизни обретает насыщенность, а сама жизнь становятся яркой.

Спасибо за внимание!

Начало - тут.

В записи использованы фотографии:
- мои;
- Ивана @peleleq Пелевина;
- Вовы @kirogaz Бархатнова.

Оригинал у меня в ЖЖ - тут.

_________________
Пути в Инстаграме; Заметки о путях
MMC Montero BFG МT285/75R16+Шериф (сталь, s=3)+MegaJet600+ComeUp9.5si+HiLift485[отдыхает]
TLC KZJ95 ARB Sahara+ARBRoofRack+ProCompMT33x11xR16+Шериф (Alu, s=6)+MegaJet600+ComeUp9.5si+свет[катим]


Последний раз редактировалось Chucha 29 ноя 2017, 06:32, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2017, 21:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 мар 2013, 16:28
Сообщения: 2747
Откуда: Подмосковье
Благодарил (а): 177 раз.
Поблагодарили: 815 раз.
Имя: Александр
Авто: misubishi pajero spo
Клубная карта №: 0005
:good: молодцы

_________________
Внедорожник - это ЖЫП барахтающийся в грязи...
...ну или пешеход уверенно ползущий вдоль дороги после праздника...


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2017, 22:55 
Не в сети
Команда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2012, 16:19
Сообщения: 1043
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 462 раз.
Авто: Toyota LC KZJ95
Клубная карта №: 0008
Спасибо Саш)

Собственно подоспела и вторая, окончательная, часть - внезапно озарило днем и как-то быстренько все написалось:)

_________________
Пути в Инстаграме; Заметки о путях
MMC Montero BFG МT285/75R16+Шериф (сталь, s=3)+MegaJet600+ComeUp9.5si+HiLift485[отдыхает]
TLC KZJ95 ARB Sahara+ARBRoofRack+ProCompMT33x11xR16+Шериф (Alu, s=6)+MegaJet600+ComeUp9.5si+свет[катим]


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2017, 23:33 
Не в сети
Царь, просто царь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2012, 12:46
Сообщения: 3962
Откуда: Москва, Курская
Благодарил (а): 1614 раз.
Поблагодарили: 1089 раз.
Имя: Дмитрий
Авто: УАЗ Патриот Iveco
Клубная карта №: 0001
Chucha Круто! Молодцы!

Вижу Толя 108 с сыном засветился на одной из фоток. И мне показалось или Любаша там где-то со спины проскакивала? ;)

_________________
УАЗ Патриот Iveco F1A, Cooper Discoverer ST 255/85R16
Бортжурнал моего Патриота

Изображение ___Изображение
8-9I6-792-24-O8
Получить Клубную карту
Партнеры и скидки по Клубным картам


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2017, 16:59 
Не в сети
Команда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2012, 16:19
Сообщения: 1043
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 462 раз.
Авто: Toyota LC KZJ95
Клубная карта №: 0008
Да, в этом году с нашей традиционной шайкой ездили Толя 108 с сыном и Лексы (Лешка Лекс и Катя Сирин). Люба в этом году штурманила и паниковала у Вовки Кирогаза, а Дима ЧП в этот раз вез двух штурманов.

_________________
Пути в Инстаграме; Заметки о путях
MMC Montero BFG МT285/75R16+Шериф (сталь, s=3)+MegaJet600+ComeUp9.5si+HiLift485[отдыхает]
TLC KZJ95 ARB Sahara+ARBRoofRack+ProCompMT33x11xR16+Шериф (Alu, s=6)+MegaJet600+ComeUp9.5si+свет[катим]


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2017, 17:17 
Не в сети
Царь, просто царь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2012, 12:46
Сообщения: 3962
Откуда: Москва, Курская
Благодарил (а): 1614 раз.
Поблагодарили: 1089 раз.
Имя: Дмитрий
Авто: УАЗ Патриот Iveco
Клубная карта №: 0001
Chucha Всех собрали )))

_________________
УАЗ Патриот Iveco F1A, Cooper Discoverer ST 255/85R16
Бортжурнал моего Патриота

Изображение ___Изображение
8-9I6-792-24-O8
Получить Клубную карту
Партнеры и скидки по Клубным картам


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: [Отчет]Полная Чухлома 2017
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2017, 18:11 
Не в сети
Команда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2012, 16:19
Сообщения: 1043
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 462 раз.
Авто: Toyota LC KZJ95
Клубная карта №: 0008
Да не) Народ как-то сам собрался) Лексы еще летом просили их взять, Вовка с прошлой ПЧ уже собирался ехать на своей машине, Дима с прошлой ПЧ уже готов был ехать, Толя чудом смог запрыгнуть в уходящий поезд регистрации)

_________________
Пути в Инстаграме; Заметки о путях
MMC Montero BFG МT285/75R16+Шериф (сталь, s=3)+MegaJet600+ComeUp9.5si+HiLift485[отдыхает]
TLC KZJ95 ARB Sahara+ARBRoofRack+ProCompMT33x11xR16+Шериф (Alu, s=6)+MegaJet600+ComeUp9.5si+свет[катим]


Вернуться к началу
  Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by Киловатт
Русская поддержка phpBB